• ru
  • ru
  • МЕНЮ:

    Особенности огнезащитных решений паркингов

    02.06.2016

    Проблема парковки автотранспорта остается неразрешенной во многих странах мира. В украинских городах-миллионниках ежедневно водители прилагают титанические усилия для поиска свободного парковочного места.

    Проблема парковки автотранспорта остается неразрешенной во многих странах мира. В украинских городах-миллионниках ежедневно водители прилагают титанические усилия для поиска свободного парковочного места.

    По данным опроса IBM Global Parking Survey, проведенного в 2011 году, и в рамках которого были опрошены автомобилисты в 20 городах по всему миру 6 из 10 опрошенных водителей, по крайней мере, один раз были вынуждены отказаться от поиска места для временной стоянки своего автомобиля и поехать в другое место и свыше четверти респондентов вступали в спор с другими водителями за парковочное место.


    Оставив в стороне проблемы финансирования строительства парковок и проблемы культуры паркования водителей, разберемся в двух вопросах обеспечения пожарной безопасности наземных многоуровневых автостоянок в Украине – нормирование огнестойкости строительных конструкций и их огнезащита.

    Требования к огнестойкости строительных конструкций в паркингах различных типов определены в ДБН В.2.3-15:2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей». Согласно таблиц 5 и 6 данного документа степень огнестойкости наземных паркингов, а соответственно и классы огнестойкости конструкций определяются в зависимости от количества этажей и их площади в переделах противопожарного отсека. В соответствии с данными требованиями пределы огнестойкости конструкций многоуровневых парковок в редких случаях будут меньше 120 минут для несущих колонн, 45 минут для балок перекрытий и 60 минут для балок лестничных клеток и коссоуров.

    Исследовательские данные, полученные после реальных пожаров на парковках в США в течение последних нескольких десятилетий, показали, что пожар в открытых многоуровневых стоянках, без участия автотранспортных средств, не приводит к аккумуляции тепла под перекрытием. Небольшой процент площади парковки, участвующей в пожаре (как правило, менее 2% площади) относительно общей площади, а также вентиляция, которая обеспечивается открытыми стенками, позволяет достаточно быстро смягчить температуру нарастания пожара.
    Данные исследования также показали, что пожары на стоянках являются локализованными событиями, которые не привели к гибели людей. Кроме того, повреждения от пожаров в каркасе здания парковки являются редкими случаями и когда они все-таки происходят, как правило, не связаны с задымлением или с непосредственным действием огня.

    Повреждение структуры каркаса парковок в результате непосредственного возгорания транспортных средств, также будет минимальным. Опубликованные в 1992 году данные, которые были собраны после изучения 404 пожаров, отражают среднюю стоимость повреждения парковок как $131 (общая стоимость всех повреждений составила $53 265).

    Полномасштабные огневые испытания, такие как испытания Scranton Fire Test 1972 года и Australia Test в 1985 года, проведенные в открытых многоуровневых парковках показали, что температуры, достигаемые в результате развития пожара, не приближаются к критическим температурам стали даже в результате вовлечения в пожар нескольких транспортных средств.
    Все это свидетельствует о том, что украинские требования к огнестойкости строительных конструкций на парковках завышены и нуждаются в корректировке. Как минимум необходимо учитывать вклад автоматических систем пожаротушения в общую огнестойкость конструкций, как это делается в большинстве европейских стран.

    К наиболее распространенным материалам, используемым при огнезащите конструкций паркингов, относятся конструктивные огнезащитные материалы (плиты, сегменты, скорлупы, керамические каменные изделия, блоки), огнезащитные штукатурные смеси, а также тонкослойные реактивные покрытия интумесцентного (вспучивающегося) типа. В настоящий момент в Украине сертифицировано и разрешено к применению более 20 огнезащитных материалов для стальных конструкций, которые в зависимости от их типа позволяют повысить предел огнестойкости металлоконструкций до 300 мин.



    Также необходимо помнить, что проектирование многоуровневых паркингов с применением Еврокодов позволяет добиться снижения стоимости огнезащиты металлоконструкций на 20-30% по сравнению с проектированием по отечественным нормам за счет дифференцированного подхода к определению критических температур стальных конструкций.

    Отметим, что при строительстве подземных парковок особое внимание уделяется более высоким требованиям к классам огнестойкости железобетонных перекрытий, ригелей, колонн, а также системам вентиляции и дымоудаления. Основной причиной потери несущей способности железобетонных конструкций при пожаре является быстрый прогрев бетона и армирующих элементов. Это особенно актуально для подземных парковок, где железобетонные перекрытия и колонны эксплуатируются в режиме повышенной влажности. При объемной влажности бетона более 5% потеря целостности конструкций может наступить после 5-20 минут воздействия пламени. Образование сквозных трещин во влажном бетоне – одна из самых важных проблем огнезащиты железобетонных конструкций. Если предотвратить потерю несущей и теплоизолирующей способности можно увеличением толщины перекрытия, то защита бетона от образования таких трещин возможна только с помощью дополнительной теплоизоляции.

    Сегодня при строительстве стоянок чаще всего применяется система огнезащиты железобетона на основе плит из каменной ваты, которая служит одновременно и теплоизоляцией. Плиты из каменной ваты – материал, способный выдерживать высокую температуру, при этом не выделяющий в случае воздействия огня токсичных веществ.

    Константин Калафат

    ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСКАТЬ ВАЖНЫЕ НОВОСТИ